Минпромторг России считает решение Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) о завышении цен на цельнокатаные железнодорожные колеса (ЦКК) Выксунским металлургическим заводом (ВМЗ, входит в ОМК) необоснованным. Об этом говорится в письме замглавы министерства Виктора Евтухова, направленном 27 ноября в ответ на адвокатский запрос представителя ВМЗ (есть в распоряжении РЖД-Партнера). Однако, по мнению эксперта в области государственного управления, Минпромторг не уполномочен давать трактовки норм закона о конкуренции и эксклюзивным правом на это обладает именно ФАС.


По оценке ФАС, в 2019 году в условиях дефицита, неопределенности и негативных ожиданий потребителей ВМЗ, занимая доминирующее положение на этом рынке, спровоцировал существенное увеличение цен на железнодорожные колеса. Так, с апреля по сентябрь 2019 года компания провела несколько открытых конкурсных процедур – запросов цен по продаже железнодорожных колес. При этом цены по итогам этих процедур превышали цену реализации за I квартал 2019-го в 2 раза. Также производитель поднял цены для отдельных потребителей, закупающих продукцию вне конкурсных процедур, в том числе по долгосрочным контрактам. В результате таких действий ВМЗ цены на колеса для части потребителей к июню 2019 года повысились более чем на 40%, отмечала ФАС.

«Комиссия ФАС России установила, что АО «ВМЗ» нарушило п. 1 ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции, устанавливая и поддерживая с апреля 2019 года монопольно высокие цены на колеса цельнокатаные диаметром 957 мм. Компания будет привлечена к административной ответственности, размер штрафа определен по результатам рассмотрения административного дела», – говорилось в сообщении ведомства.
Однако в Минпромторге посчитали иначе. «Примененный в решении ФАС России подход к оценке ценообразования АО «ВМЗ» и сдерживание цен без учета реального спроса на товар, условий функционирования на рынке иных производителей товара, в том числе импортеров, противоречит принципам рыночной экономики и задачам по снижению зависимости от импорта», – комментирует замглавы Минпромторга Виктор Евтухов доводы ФАС.

По мнению Минпромторга, в условиях рыночной экономики такой подход к ценообразованию создает неопределенность и системные риски для частных компаний. Сложившаяся ситуация также может поставить под угрозу реализацию градообразующим предприятием АО «ВМЗ» «ранее заявленного крупного и необходимого для отрасли инвестиционного проекта по строительству электрометаллургического комплекса». Напомним, программа завода по модернизации колесопрокатного производства направлена на восстановление оборудования, изношенного вследствие экстремальных режимов работы в 2019 году (12,4 млрд руб.), а также включает в себя проект по строительству электрометаллургического комплекса с общим объемом инвестиций на уровне 147 млрд руб.

В. Евтухов также отмечает, что уровень роста цен на колеса отечественных производителей, включая АО «ВМЗ», в 2019 году соответствовал уровню спроса и состоянию дефицита на рынке, а сами цены отечественных производителей были ниже цен импортных ЦКК с Украины и из Китая, которые достигли уровня 74–80 тыс. руб. за штуку уже в I квартале 2019 года.

По данным Минпромторга России, рост цен на отечественные ЦКК происходил после значительного роста стоимости услуг по ремонту и продаже колесных пар. На данное обстоятельство было обращено внимание ФАС в письме Минпромторга от 18.04.2019 г. № ЕВ-25580/17.
«Участники рынка со стороны как потребителей, так и производителей были осведомлены об уровне цен на колесные пары, предоставляли соответствующие данные в Минпромторг России в рамках совещаний, проходивших в течение 2018–2019 гг. с целью обсуждения и выяснения причин ситуации, сложившейся на рынке ЦКК и колесных пар, эта информация учитывалась при принятии решений о ценах. Опережающий рост цен на смежном рынке колесных пар, который характеризуется меньшей концентрацией и большей конкуренцией, свидетельствует о том, что последующий рост цен на ЦКК, в том числе производства АО «ВМЗ», носил обоснованный характер и был соразмерным росту спроса» – так обосновывают свое решение в Минпромторге.

В качестве аргумента приводится также тот факт, что государство не вправе определять уровень цены на производимую продукцию, за исключением случая государственного регулирования цен, который к рынку ЦКК неприменим.

При этом в Минпромторге считают, что рынок колес является конкурентным, так, в 2019–2020 гг. на этом рынке присутствовало семь производителей: АО «ВМЗ» (РФ), АО «ЕВРАЗ НТМК» (РФ), ПАО «Интерпайп» (Украина), ТОО «Проммашкомплект» (Казахстан), а также три китайских производителя.

Однако в ведомстве оставляют за скобками, что доминирующие российские производители (АО «ВМЗ» и ООО «ЕвразХолдинг») занимают более 80% рынка и их положение только упрочилось введением по их инициативе заградительных пошлин на ввоз ЦКК с Украины на территорию ЕАЭС.

Между тем управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай подчеркивает, что Минпромторг не уполномочен давать трактовки норм закона о конкуренции, эксклюзивным правом на это обладает именно ФАС.

«Такая практика точно не является массовой. Вовлечение какого-либо государственного органа в хозяйственном споре на своей стороне не поощряется государством, и при идеальном положении вещей такого, конечно, происходить не должно. В идеале все государственные органы должны придерживаться некой сдержанности, и в случае очевидного вмешательства в чужой круг вопросов они должны воздерживаться от оценок, не давать подобных комментариев и трактовок. Но если такие письма появляются, суд должен дать им соответствующую оценку, а именно – проигнорировать», – пояснил он.

Напомним, в конце 2017 – начале 2018 года на рынке начался рост спроса на ЦКК, который в 2019-м превысил производственные возможности российских производителей, что способствовало формированию значительного неудовлетворенного спроса.

Рекордный спрос в 2019 году на ЦКК на рынке ЕАЭС был вызван наложением нескольких факторов. Так, в 2019-м возникла необходимость замены ЦКК на вагонах, отремонтированных ранее бывшими в употреблении ЦКК (появившимися вследствие принятых ранее решений регуляторов о списании около 260 тыс. вагонов), а также новыми ЦКК в 2012–2013 гг. В 2019 году также был установлен рекорд по объемам вагоностроения. Важным отличием 2019-го стало резкое снижение количества б/у колес на рынке, что не могло не сказаться на росте спроса на новые колеса. Потребление ЦКК в пиковом 2019 году на российском рынке составило более 1,7 млн шт. при 100%-ной загрузке мощностей отечественных производителей, потребление на рынке ЕАЭС составило 1,8 млн штук.

Как считают в Минпромторге, указанные факторы оказали мультипликативный эффект на увеличение потребления ЦКК и рост стоимости прежде всего услуг по ремонту вагонов вагоноремонтными организациями и стоимости колесных пар. Цены на рынке ремонтов вагонов, колесных пар выросли кратно (с 90 до 270 тыс. руб. за штуку и более).

Необходимо отметить, что в 2018 году и особенно в 2019-м загрузка отечественных производителей колес составляла 100%, объем спроса превысил максимальные производственные возможности, что привело к необходимости единовременной закупки колес китайского производства, которые появились на российском рынке в марте-апреле 2020 года по высоким ценам.

При этом несмотря на принятые ФАС России решения даже в условиях сниженного спроса (из-за общего падения объемов перевозок в период кризиса) цены на колеса продолжают оставаться очень высокими (в 2 раза выше уровня начала 2018 г.). Однако 23 декабря стало известно, что к списку санкционных товаров, введенному правительством в декабре 2018 года, предлагается добавить железнодорожные колеса, оси и заготовки, а также крупное вагонное литье, что напрямую затронет поставки украинских ЦКК производства «Интерпайпа».
Ранее Союз операторов железнодорожного транспорта направил письмо первому заместителю председателя правительства РФ Андрею Белоусову с просьбой приостановить подготовку решений о запрете импорта железнодорожных запчастей с Украины до момента стабилизации ситуации на внутреннем рынке и снижения цен на продукцию.

Минпромторг критикует решение ФАС: о чем спор?