ОАО «РЖД» разрешило досрочно (телеграмма № 15099/ЦФТО от 24.06.2019 г.), за полгода до вступления в силу приказа Минтранса (№ 66 от 04.03.2019 г.) перевозить некоторые виды скоропортящихся грузов в универсальных контейнерах вместо рефрижераторов.

РЖД-Партнер опросил участников рынка и экспертов на тему того, как этот шаг отразится на работе операторов и позволит ли это решение привлечь новые грузы на железную дорогу.

В самой компании ОАО «РЖД» поясняют, что приказ Минтранса максимально отражает структурные изменения, произошедшие в железнодорожной отрасли с 2003 года и учитывает особенности перевозки отдельных видов данной продукции.

Но согласно документу, грузоотправитель сам определяет род подвижного состава или тип контейнера, в частности, сейчас, в пик летнего сезона.

«Что касается недобросовестных грузоотправителей, как в действующих, так и в новых Правилах они найдут «лазейки» для того, чтобы отправить груз не в том подвижном составе для удешевления перевозки, поскольку вагоны и контейнеры с подъездных путей передаются перевозчику уже погруженными и с наложенными запорно-пломбировочными устройствами», - говорит представитель «РЖД».

По мнению заместителя генерального директора АО «Рефсервис» Олега Богомолова, введенные телеграммой ОАО «РЖД» иные условия, противоречащие принципам новых правил, дезориентируют грузоотправителей, что негативно скажется на рынке перевозок СПГ.

«Переключение перевозок СПГ на более дешевые универсальные контейнеры приведет к финансовым потерям операторов изотермического подвижного состава, в том числе АО «Рефсервис», и, как следствие, к срыву инвестпрограмм по приобретению новых вагонов и контейнеров и необеспечению безопасности пищевой продукции при транспортировке железнодорожным транспортом. При этом ОАО «РЖД» готово нести потери в тарифе до 2 млрд руб., не снижая стоимость перевозки в специализированных вагонах и контейнерах, что позволило бы привлечь дополнительные объемы и обеспечить сохранение качества перевозимой продукции», - высказался Олег Богомолов.

Еще более критично относится к новым правилам президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Михаил Синев. «У нас существует стойкое ощущение, что перевозку скоропорта в изотермическом подвижном составе по железной дороге решили не просто уничтожить, а медленно и последовательно задушить руками «РЖД», а также ряда организаций», комментирует он.

М.Синев говорит о том, если раньше скоропорт оформляли как макароны, чтобы везти его в более дешевом подвижном составе, то сейчас даже на такие нарушения идти не приходится. Можно официально возить продукты питания в том, в чем хочется.

«В самой монополии придерживаются мнения, что вне зависимости от старых или новых правил, уже не говоря о телеграмме, добросовестный производитель будет заботиться о качестве своего товара и отправлять его в соответствующем подвижном составе.

Но когда разница в тарифах превышает 2 раза и официально разрешено перевозить в любых вагонах или контейнерах, многие коммерсанты решат сэкономить. И будут иметь на это право. А мы с вами будем есть испортившиеся в процессе транспортировки продукты. При этом обвинения предъявлять будет некому, ведь формально ОАО «РЖД» разрешило», негодует он.

Как известно, под категорию скоропорта попадает целый ряд товаров, в том числе молочная продукция. Представитель Национального союза производителей молока («Союзмолоко») обращает внимание на то, что сегодня 90% молочного экспорта пока приходится на страны СНГ, где потенциал роста уже невысок, а доля России и так достаточно велика. Учитывая это, а также задачи по увеличению объемов экспорта сельскохозяйственной продукции к 2024-му до $45 млрд, необходимо расширять географию экспорта молочной продукции, выходить на новые рынки сбыта.

К примеру, в Китай поставляется сухие молоко и сыворотка, сливочное масло, питьевое молоко, заменители грудного молока (детское питание).

«Для данных продуктов необходимы разные типы вагонов, и по новым правилам часть категорий, которые сейчас возятся в рефрижераторных емкостях, станет возможным по выбору производителя перевозить в универсальных контейнерах и крытых вагонах. Быть может, это позволит снизить логистические затраты при перевозках», - отмечает представитель «Союзмолоко».

Его коллега по скоропорту - представитель пресс-службы пивоваренной компании «Балтика» - рассказывает «РЖД-Партнер», что сегодня тариф РЖД на перевозку в изотермических вагонах практически не отличается от тарифа для универсальных крытых вагонов.

«Мы ждем разъяснения от РЖД по тарифной политике и с интересом рассмотрим соответствующее предложение перевозчика по доставке грузов в универсальных крытых вагонах и универсальных контейнерах, в случае если оно поступит», - говорит он.

Выбор транспортировки продукции между железнодорожным и автотранспортом компания определяет расстоянием, на которое необходимо осуществить доставку товаров. При перевозке на расстояния до 1,5–2 тыс. км используется автотранспорт. В то же время с учетом масштабов страны «Балтика» часто доставляет товары в отдаленные регионы именно по сети РЖД.

На том, что вагон должен быть специально подготовлен или специально оборудован, акцентирует внимание председатель экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин

«РЖД просто разрешили перевозить грузы, требующие поддержания температурного режима, в универсальных вагонах. РЖД таким странным шагом надеются привлечь грузы с автотранспорта. Шаг очень спорный. То есть железнодорожникам все равно, какой по качеству продукт будет потреблять простой российский гражданин», - говорит он.

Кроме того, по мнению П.Иванкина, скорее всего, с автотранспорта грузы не переключатся, ведь телеграмма – это временная мера. А вот грузы, которые сегодня перевозятся в несоответствии с правилами в универсальных вагонах и контейнерах, оформленные как машинное масло, картон и т. д., теперь смогут легально нарушать температурный режим.