Цифровые устройства позволяют контролировать онлайн местонахождение подвижного состава, соблюдение маршрута следования, а также дают информацию о том, пытались ли злоумышленники получить доступ к грузу. Как и в каком случае они должны применяться? Могут ли помочь снизить риски задержек в пути и на таможне?

 
Электронные пломбы и электронные устройства: основа контроля за перемещением грузов с использованием транспортных средств
Электронные пломбы и электронные устройства контроля
Когда-то давно для контроля за перемещением товаров и грузов в качестве пломбировочных устройств использовались пломбы, сургучные и мастичные печати. Затем наибольшее распространение получили механические пломбы из свинца, алюминия, пластмассы, а также замки разового применения – устройства с элементами точной механики, в дальнейшем получившие название запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ). Конструкции пломбировочных устройств непрерывно улучшались и практически достигли совершенства. При этом основные их потребительские свойства – стойкость к криминальным воздействиям и устойчивость к фальсификациям – соответствуют оптимальному уровню по соотношению «цена-качество», а возможности их модернизации практически исчерпаны. Кроме того, эти пломбировочные устройства уже не справляются с функциями ключевого информационного звена транспортной логистической цепи. Поэтому век цифровых технологий предопределил необходимость появления нового поколения пломбировочных устройств – электронных пломб, конструктивно объединивших механическую пломбу и электронный блок.

Электронные пломбы способны осуществить автоматический дистанционный контроль доступа к грузу, обеспечить в режиме реального времени мониторинг параметров перевозки и состояния груза на различных видах транспорта и немедленно передать информацию в ситуационные центры для принятия оперативных мер реагирования при несанкционированном доступе к грузу.
В настоящее время рынок электронных средств контроля при перевозке грузов предлагает широкий спектр продукции. Данную продукцию условно можно разделить на две группы.

Первая – электронные пломбы.
К ним относятся:
– электронные индикаторные пломбы – конструктивно представляют собой обычные механические пломбы с RFID-меткой или микрочипом, обеспечивающие контроль целостности механической пломбы путем передачи сигнала «вскрыто» – «не вскрыто» на специальный считыватель на расстоянии от 20 см до 1,5 м;
– электронные навигационные пломбы – конструктивно состоят из двух частей – механической пломбы и электронного модуля (блока). Основная функция электронного модуля – позиционирование местонахождения пломбы и контроль маршрута передвижения транспортного средства. Контроль целостности механической пломбы электронным модулем (блоком) не осуществляется;
– электронные пломбировочные устройства – конструктивно объединяют механическую пломбу с электронным модулем (блоком) через специальный элемент контроля целостности пломбы, передающий сигнал «закрыто» (опломбировано), «вскрыто» (разрушено) в электронный модуль. Основная функция – дискретная передача на сервер оператора сигналов сохранности или вскрытия механической пломбы с фиксацией времени, координат места нахождения устройства и другой дополнительной информации. Электронные пломбировочные устройства предназначены для эксплуатации с малогабаритными пломбами (например, диаметр троса устройства не более 3 мм, вес не более 150 г, габариты не более 1,5 куб. дм,
выдерживают механическую разрывную нагрузку не менее 350 кгс);
– электронные запорно-пломбировочные устройства – состоят из двух компонент (силового механического запорно-пломбировочного устройства, выдержи­вающего механическую разрывную нагрузку более 2000 кгс, и электронного блока), имеют по сравнению с электронными пломбировочными устройствами большие габариты и вес, объединяются перед опломбированием в единую конструкцию.

Вторая группа – электронные устройства контроля. К ним относятся:
– электронный трекер – электронное средство, функционирующее на основе технологий навигационных спутниковых систем, навешиваемое на транспортное средство (контейнер) с применением магнитного основания и обеспечивающее передачу координат местонахождения устройства и другой дополнительной информации;
– электронный замок – устройство в виде механически навешиваемого замка с металлической дужкой или дужкой из троса-кабеля, запираемое электронным ключом и обеспечивающее контроль вскрытия с использованием электронного блока, размещенного в корпусе замка и передающего сигнал «вскрыто» на пульт контроля.

Основное отличие электронных пломб и электронных устройств контроля заключается в области их применения:
– электронные пломбы – универсальные, допускают применение в качестве пломбы грузоотправителя на любых транспортных средствах и являются элементом юридической и административной ответственности при несохранных перевозках. В случае применения электронных навигационных пломб функция пломбы грузоотправителя возлагается на механическую пломбу. Электронные пломбировочные устройства и электронные запорно-пломбировочные устройства могут выполнять функцию электронных устройств контроля;
– электронные устройства контроля – ограниченного сектора применения и могут применяться исключительно в комплекте с механической пломбой или запорно-пломбировочным устройством, выполняющим функции пломбы грузоотправителя. Устройства данной группы не могут использоваться в качестве электронной пломбы.

Электронные устройства контроля по существу являются сигнальными устройствами по контролю маршрута передвижения транспортного средства, а часть их конструкции в виде отрезка троса-кабеля конечной длины или дужки запирающего механизма без какой-либо маркировки и контрольных номеров в действительности является обыкновенным элементом крепления к корпусу транспортного средства. С технической точки зрения правильное название такого элемента – элемент крепления с функцией контроля целостности.

Основные отличительные особенности электронных пломб и электронных устройств контроля приведены в таблице 1.

Таблица 1. Отличия электронных пломб и электронных устройств контроля
Страж_Таблица.jpg

Как правильно выбрать электронные пломбы?

При выборе механических пломб для пломбирования транспортных средств (контейнеров) экспедитор или грузоотправитель проводит мониторинг рынка пломб, выбирает подходящую ему модель (для конкретной перевозки из числа разрешенных и рекомендованных к использованию), покупает и навешивает на транспортное средство. При этом ответственность за выбор пломбы, ее надежность и криминальную стойкость берет на себя экспедитор (грузоотправитель). Страховая компания в выборе пломб не участвует, качество и надежность пломб в расчете рисков и страховых платежей не учитывает.
При выборе электронных пломб логика выбора принципиально меняется. Экспедитору (грузоотправителю) необходимо определить, какие функции (технические требования) возлагаются на устройство в ходе перевозочного процесса:
– необходимость контроля целостности механической пломбы грузоотправителя в режиме реального времени;
– контроль перемещения транспортного средства (остановки, стоянки);
– контроль сроков доставки;
– контроль ударов, соударений и других параметров перевозки;
– контроль технологических параметров перевозимого груза (температура, влажность, освещенность и т. д.);
– прочие требования.
Заполненную анкету заказчик направляет в адрес производителя электронных пломб и электронных устройств контроля и в течение рабочего дня получает рекомендации, приобретает или берет в аренду электронную пломбу или электронное устройство контроля, навешивает на транспортное средство (контейнер). Если экспедитор (грузоотправитель) принимает решение об аренде электронной пломбы, то поставщик услуги берет на себя ответственность в полном объеме за гарантию ее работоспособности (услуга под ключ). Если покупает – то продавец несет ответственность в пределах заводской гарантии. Страховой компании в случае применения электронных пломб рекомендуется учитывать пониженный уровень риска при расчете страховых платежей и сокращать их величину на 20–30%.

Рекомендации по применению электронных пломб и электронных устройств контроля приведены на рисунке 1.

При выборе электронных средств контроля следует учитывать, что электронная пломба автоматически переходит в режим охраны после ее установки на запорный узел транспортного средства с регистрацией на сервере.

В личном кабинете отображаются время, координаты, заряд батареи и другие параметры. Электронное устройство контроля для включения после установки на запорный узел транспортного средства требует ручных манипуляций с помощью мобильного программатора.

Страж_схема.jpg
Рисунок 1. Рекомендации по применению электронных пломб и электронных устройств контроля

Опыт применения электронных пломб и электронных устройств контроля
В настоящее время накоплен значительный опыт применения электронных пломб и электронных устройств контроля – в первую очередь при обеспечении контроля за перевозкой транзитных санкционных грузов через территорию России в рамках выполнения указов президента РФ № 1 от 01.01.2016 г. и № 290 от 25.06.2019 г. Оператором пломбирования – ГЛОНАСС – получен обширный опыт эксплуатации электронных запорно-пломбировочных устройств: опломбировано более 40 тыс. транспортных средств и контейнеров, пресечено более 50 случаев нападения на транспортные средства организованных преступных группировок. Оператором пломбирования «Центр развития цифровых платформ» нарабатывается опыт по использованию электронных устройств контроля – проведено около 2 тыс. навешиваний.

С 2016 года Ведомственная охрана железнодорожного транспорта (ВО ЖДТ) на особо криминальных участках российских железных дорог осуществляет охрану грузов с использованием электронных пломб, применяя электронные ЗПУ «БигЛок» в качестве электронных устройств контроля.

Совместно с АО «ГЛОНАСС», оператором государственной навигационной спутниковой системы, проведены пилотные проекты с применением электронных пломб на внутренних и межгосударственных маршрутах. Осуществлены опытные смешанные перевозки по Севморпути от предприятий, находящихся в зоне Транссиба, до Норильска и далее до порта Мурманск, а также за Полярным кругом – предприятиями нефтегазового комплекса. При реализации пилотных проектов с участием АО «Росспиртпром», ПАО «ГМК «Норильский никель», ООО «РН-Комсомольский НПЗ» (НК «Роснефть») и других компаний электронные пломбы доказали свою высокую эффективность.

Под эгидой КСТП в интересах грузовладельцев и экспедиторских компаний создан проект «Охранный поезд», который предусматривает комплексный сервис охраны, гарантирующий надежную доставку всех грузов, перевозимых в составе контейнерных поездов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и обратно. В основе такого охранного сервиса – использование электронных пломб и применение групп быстрого реагирования.

Свою состоятельность электронные пломбы и электронные устройства конт­роля подтвердили и в ходе опытной эксплуатации на стационарных объектах – элеваторах ОАО «Истра-Хлебо­продукт».

Важный аспект применения электронных пломб и электронных устройств контроля связан с включением их в состав комплексных систем транспортной безопасности. В соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 285 от 16.07.2020 г.

«О временных ограничениях погрузки грузов, следующих в прямом железно­дорожном сообщении на железнодорожные станции назначения и с железно­дорожных станций отправления, принадлежащих ФГУП «Крымская железная дорога», расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определен особый порядок отправки грузов. Установленный порядок определяет в качестве инструмента по обеспечению безопасности перевозки наложение на подвижной состав и упаковку грузов, следующих по данному направлению, средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС.

В целом бизнес заинтересован в использовании устройств, способных влиять на скорость доставки грузов за счет ускорения административных процедур при введении электронного документооборота. Особенно актуально использование электронных пломб при международных перевозках и придание им статуса средства таможенной идентификации, что обеспечит безостановочное движение грузов, бесшовное прохождение границ, сократит время таможенных операций, повысит безопасность на транспорте. Например, в целях практической отработки механизмов мониторинга и отслеживания транзитных перевозок в рамках Евразийского экономического союза в 2018 году успешно был проведен эксперимент по мониторингу автомобильных транзитных перевозок товаров, перемещаемых между российскими таможенными органами и таможенными органами государств – членов ЕАЭС в соответствии с процедурой таможенного транзита. Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) проводится работа по созданию экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС. Распоряжением совета ЕЭК № 200 от 17.12.2019 г. утверждена дорожная карта по развитию единой системы таможенного транзита товаров в ЕАЭС на основе системы отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием навигационных пломб со сроком завершения всех работ в II квартале 2021 года.

Электронные пломбы на страже интересов ФТС
Отдельного внимания заслуживает применение электронных пломб для целей таможенного контроля. Таможенная пломба – это универсальное техническое средство контроля перемещения на территорию, с территории и через территорию РФ таможенных грузов и пресечения криминальных схем мошенничества, подмены, утраты, контрабанды и т. д.

Приказом ФТС России № 739 от 18.02.2000 г. «О применении пломбировочных устройств повышенной надежности» были установлены технические требования к пломбировочным устройствам, обеспечивающим защиту транспортных средств с таможенными грузами от преступных посягательств. Приказом ФТС России № 1517 от 19.08.2014 г. технические требования к пломбировочным устройствам повышенной надежности отменены, и с этого периода таможенные службы получили возможность использовать любые пломбы, имеющие официальный товарный знак «пломба». Отсутствуют практически любые критерии для выбора необходимой модели таможенной пломбы. В тендерной документации, которая публикуется ежегодно, приводится описание пломбы, очень похожей на пломбу типа Inner Force.

Причем каких-либо требований или пожеланий к криминальной стойкости заявленной пломбы нет. Следовательно, неизвестно, должна ли допускать заявленная пломба возможность ее несанкционированного вскрытия без следов, или нет. В тендерной документации отсутствуют также требования по органолептическим методам контроля целостности пломбы, установленной на транспортном средстве (автофургоне, контейнере, вагоне и т. д.), что не позволяет на местах контроля эффективно оценить факт отсутствия постороннего вмешательства. Возникало ощущение незаинтересованности таможенной службы в изделии «пломба» как в надежном элементе контроля отсутствия доступа к грузу посторонних лиц, а выбор делался по принципу «чем дешевле, тем лучше».

Однако в последнее время позиция ФТС России претерпела существенные изменения. «Наличие системы контроля и возможность в режиме онлайн проверять местонахождение груза позволяют повысить безопасность такой поставки, снизить риски незаконной выгрузки или замены товара в пути. Считаем, что дальнейшее применение системы отслеживания перевозок товаров сможет расширить транзитные возможности России», – отметил первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов.

Принимая во внимание данную позицию ФТС, ведущие производители оборудования готовы предложить не только серийно выпускаемые устройства, но и перспективные разработки, способные стать новым форматом таможенной пломбы. Это универсальное малогабаритное (объемом чуть больше двух спичечных коробков) электронное пломбировочное устройство «Сириус-Euro», обладающее уникальными техническими данными – возможностью контроля целостности механической пломбы с диаметром троса 2,8 мм в режиме реального времени с экст­ренной передачей сигнала «вскрыто» на сервер оператора или в личный кабинет, допускающее установку на любые запорные узлы транспортных средств и имеющее вес не более 100 г (рисунок 2).

СТРАЖ_Рис. 2 Sirius-Euro_m.jpg

Рисунок 2. Электронное пломбировочное устройство «Сириус-Euro»

Устройство «Сириус-Euro» может использоваться в качестве таможенной пломбы и позволяет решить проблему электронного пломбирования при транзитных и внутренних перевозках таможенных грузов, экспорте и импорте товаров. Экономический эффект для экономики РФ с массовым применением электронных таможенных пломб оценивается специалистами в десятки миллиардов рублей.

Страховой бизнес – драйвер массового применения электронных пломб
По нашему мнению, драйвером массового применения электронных пломб и электронных устройств контроля могут выступить страховые компании. Их заинтересованность обусловлена поиском в сложившейся экономической ситуации новых точек роста и повышения рентабельности страхового бизнеса, поиском ниш, где могут быть использованы новые решения. Именно такие возможности на сегодняшний день предоставляют электронные пломбы и электронные устройства контроля, которые существенно снижают страховые риски, увеличивают объем и комплексность предоставляемых услуг и дополнительных возможностей.

Как известно, стоимость страховой защиты формируется на основе стандартных условий страхования. Страховщик может дать предварительную оценку стоимости страховой защиты на основании положений из опросника страховой компании: упаковка груза, сведения о транспорте, маршруте, условиях перевозки и хранения, лимит стоимости грузов максимальный и средний, распределение грузопотоков по направлениям и др. Однако в этом случае он будет использовать максимальные рисковые надбавки к стоимости, так как не знает всех деталей риска.

Страховщика всегда интересует статистика убытков. Любая информация существенным образом влияет на договор страхования, стоимость страхового полиса и условия, на которых страховщик готов свои обязательства выполнить. Хорошая страховая компания борется с ростом убыточности не на этапе урегулирования страховых случаев, а до заключения страховых договоров. Внедрение электронных пломб и электронных устройств контроля является эффективным дополнением к этому процессу, уменьшающим риск, повышающим безопасность и обоснованно снижающим тарифы страхования.

Безусловно, скидки на тарифы страхования будут зависеть и от наличия дополнительных систем безопасности, и от свойств самого груза, насколько он ликвиден. Для определенного перечня грузов (алкоголь, сигареты, бытовая электроника, мобильные телефоны, косметика и т. п.) наличие электронных пломб и электронных устройств контроля позволит получить большую скидку, и при условии обязательного применения электронных пломб экономическую выгоду получат и страховщики, и клиенты. Необходимо особо отметить тот факт, что электронная пломба, а также распечатка служебной информации, полученной с нее на всем пути следования груза, принимаются судами как вещественное доказательство.

Размеры страховых ставок – это прерогатива страховых компаний, и они зависят от множества факторов. Существенному их снижению способствует преодоление проблемы, связанной с защитой от мошенничества. В области грузоперевозок мошенничество можно победить только инструментом, способным обеспечить тотальный контроль за параметрами движения и состояния груза. Таким инструментом являются электронные пломбы, что подтверждено практикой. Страховые компании могут разработать собственные рекомендации по применению электронных пломб и электронных устройств конт­роля, определить эффективную область их использования. Пока страховой бизнес осторожно присматривается к новым цифровым технологиям и не учитывает возможности получения максимальных дивидендов от первенства в вопросе массового применения электронных пломб.

Таким образом, объединение значительного потенциала электронных пломб и электронных устройств контроля, опыта и возможностей страхового бизнеса позволит создать совершенно новый страховой продукт, охватывающий весь рынок транспортных перевозок. В такой модели выигрывают все.

Экономический эффект от внедрения
Вопрос экономической эффективности – один из главных для любого участника перевозочного процесса. До середины 1990-х гг. на железных дорогах РФ массово использовались свинцовые пломбы на тонкой металлической проволоке и закрутка стальной (отожженной) проволоки толщиной 6 мм. Такой элемент пломбирования грузовых вагонов и контейнеров всех устраивал, а его стоимость считалась несущественной и практически не влияющей на затраты при перевозке грузов.

С ухудшением криминальной обстановки в РФ в этот период (хищения, подмена пломб, разбой и т. д.) потребовалось значительно усилить прочность и надежность элемента пломбирования и, соответственно, увеличить его стоимость. Появились запорное устройство «Ерш», ЗПУ «Спрут-Универсал» – по цене на порядок выше, что, естественно, вызвало массу возмущений. Однако когда пользователи получили удобные и универсальные механические устройства пломбирования, позволившие значительно сократить потери железных дорог и грузоотправителей от хищений и мошенничества, ситуация вокруг «дорогой» услуги по пломбированию успокоилась. Позднее на рынке пломбировочных устройств появились десятки моделей различных пломб и ЗПУ, различающихся по техническим характеристикам и себестоимости.
В настоящее время ресурс по надежности механических пломб и запорно-пломбировочных устройств исчерпан.

В век цифровых технологий требуется новое электронное пломбировочное устройство с возможностью дистанционного контроля его целостности и отсутствия попыток взлома на всем пути следования вагона или контейнера. По сути, необходимо совместить простой мобильный телефон с механической пломбой или ЗПУ. В этом случае затраты на пломбирование и дистанционный контроль электронных пломб, естественно, увеличатся – по аналогии с тем, как это произошло в 1990-е гг., – минимум на порядок. Однако ошибочно принимать во внимание только стоимость электронных пломб и не оценивать дополнительных преимуществ, которые значительно превосходят затраты по их приобретению (таблица 2).

Таблица 2. Сравнительная оценка различных поколений устройств

Страж_Таблица_2.jpg

* У.е. – это условный показатель совокупной оценки экспертами функциональных возможностей пломбы, эксплуатационных и технологических эффектообразующих факторов ее применения.
** Пример: при аренде электронной пломбы стоимостью 30 000 руб. затраты на перевозку груза в контейнере в течение 5 суток дополнительно составят от 700 руб. до 2 500 руб. в зависимости от требований заказчика

Чтобы понять удобство и надежность электронных пломб и обоснованность их себестоимости, требуется перейти от пилотных проектов к этапу массового внедрения электронных пломб, что поз­волит, как и в случае массового распространения мобильных телефонов, уменьшить себестоимость затрат на пломбирование. На переходный период сокращение затрат возможно за счет использования арендной модели применения электронных пломб и электронных устройств контроля на срок перевозки грузов. Дополнительным преимуществом арендной модели для клиента является возможность получить услугу по принципу одного окна, возложив ответственность за выбор технического средства, его приобретение и эксплуатацию на поставщика такой услуги.

Сравнительная стоимость системы перевозок с различными типами запорных устройств приведена на рисунке 3.
СТРАЖ_диаграмма.jpg
Рисунок. 3 Сравнительная стоимость системы перевозок с различными типами запорных устройств

В целом оценка экономического эффекта от внедрения электронных систем пломбирования показала, что ни перевозчики, ни грузоотправители и грузополучатели, а также другие пользователи данной технологии не должны привлекать дополнительные инвестиции в развитие своего хозяйства для их внедрения, а возможности пользователя по вопросам безопасности, сохранности и реализации дополнительных логистических функций при перевозке значительно увеличиваются. Ориентировочная экономия, например, от внедрения электронного запорно-пломбировочного устройства «БигЛок» на железнодорожном транспорте, повышения эффективности работы подвижного состава, сокращения непроизводительных простоев под грузовыми и технологическими операциями, снижения выплат за несохранные перевозки составит, по расчетам группы экономистов в области железнодорожного транспорта под руководством доктора экономических наук Леонида Мазо, около 7,5 млрд руб. в год, в том числе свыше 4,5 млрд руб. – для грузовладельцев. Мультипликативный экономический эффект с учетом автомобильного транспорта прогнозируется на уровне от 10 до 20 млрд руб. ежегодно.

Подведем итоги...
По мнению экспертов, внедрение электронных пломб в транспортную отрасль как элементов цифровой экономики позволит в кратчайшие сроки утвердить доверие со стороны иностранных экспедиторов к государственным структурам, отвечающим за транспортную безопасность на территории России, гарантировать сохранность, повышение скорости перемещения грузов, а также качество транспортных услуг, значительно сократить сроки доставки, упростить таможенные процедуры, эффективно управлять международными и внутригосударственными транспортными коридорами, в целом повысить доходы РФ. При этом значительных государственных инвестиций не потребуется. Своевременная оценка руководством ОАО «РЖД» перспектив внедрения технологии электронного пломбирования и поддержка ее практической реализации вселяют уверенность в том, что обнадеживающие результаты будут получены в ближайшее время.

Вместе с тем, признавая очевидность данных преимуществ, многие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти до настоящего времени не определили свою позицию в отношении применения технологии электронного пломбирования в интересах контроля соблюдения законодательства, в рамках обеспечения исполнения которого могут применяться электронные пломбы и электронные устройства контроля. Данное обстоятельство сдерживает разработку и принятие необходимой нормативной базы, массовое применение электронных пломб и в целом снижает получение бюджетом страны доходов, размеры которых могут исчисляться миллиардами рублей.

Обозначенные в статье проблемные вопросы требуют решений, поиск которых возможен в ходе конструктивной дискуссии. Именно к такой дискуссии на страницах авторитетного издания мы приглашаем грузоотправителей, перевозчиков, операторов, производителей оборудования и специалистов.