Уже через неделю состоится ежегодная XVIII Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», девизом которой станет слоган «Разговор без купюр». Честно и без прикрас участники мероприятия обсудят самые острые вопросы, поделятся наболевшими проблемами и попытаются найти общие решения, опираясь на совместный опыт. О тенденциях и перспективах рынка транспортных услуг в это непростое время мы поговорили с руководителем направления по развитию взаимодействия с ОАО «РЖД» АО «Морской порт Санкт-Петербург» Андреем Громовым.

– Андрей Александрович, 2020 год стал очень непростым для всего рынка транспортных услуг. Но он подходит к концу, и уже можно обрисовать некие его итоги. Какими, на Ваш взгляд, были основные проблемы, с которыми столкнулись участники рынка?

 – Главными проблемами транспортной отрасли стали снижение грузовой базы и необходимость восстановления объемов перевозок, восстановление позиций для операторских компаний. В тех условиях, которых мы в этом году оказались, встал вопрос поиска новых решений, технологий и подходов для обеспечения необходимого взаимодействия между всеми участниками перевозочного процесса. Наверно, этот год именно на эти вещи обращает внимание.

 – А насколько тарифы, по Вашему мнению, стали важной темой для рынка в этом году?

 – Тарифный вопрос всегда важен, но в контексте какого-то стратегического планирования. В этом году не наблюдалось каких-то резких скачков и каких-то новых решений в этом направлении не принималось. Другими словами, если говорить о какой-то совокупной финансовой нагрузке на пользователя услуг – грузоотправителя, грузополучателя, – по моему мнению, ее не возникло.

Тарифные решения всегда важны, так как на их основе формируется и стоимость услуг операторского рынка. В этом году существенно снизился уровень вагонной составляющей по объективным причинам. И в последнее время мы видим все больше предложений по комплексным услугам. При определении стоимости транспортных услуг для всех важно заложить ее в бюджеты и планы работ. Поэтому самым оптимальным подходом работы для участников транспортного рынка было бы долгосрочное планирование на основе долгосрочного прогноза входящих затрат и стоимости услуг.

 – Какие темы выглядят наиболее актуальными в этом году, в частности, для обсуждения на предстоящей конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство»? На каких вопросах, по Вашему мнению, стоит акцентировать особое внимание?

 – Здесь мне бы хотелось обсудить два аспекта. Во-первых, очень интересно изучать опыт развития конкуренции в различных сегментах рынка, где она есть. К примеру, центральная часть России, а также Уральский, Сибирский регионы активно используют сервисы автомобильных, контейнерных перевозок и перевозок в универсальном парке грузовых вагонов. Здесь было бы интересно посмотреть, в каких сегментах есть какие-то новые технологические прорывные решения, а в каких сегментах, может быть, существует какой-то застой и потеря объемов для клиентов.

Кроме того, интересно было бы изучить конкуренцию с водным транспортом: какая у него динамика, есть ли развитие у речного транспорта? К примеру, во время навигации интересно было бы сравнить с точки зрения грузовладельца – с кем ему проще работать и кого он выберет, если у него есть такая возможность, – водный транспорт или железнодорожный? Или железнодорожный транспорт или автомобильный и почему?

Другими словами, интересно обсуждать коммерческую сторону вопроса, так как это ориентировано на рынок и на заказчика – сейчас на рынке борьба за грузоотправителя.

Во-вторых, на конференции бы интересно обсудить темы создания дополнительных технологических сервисов. Сейчас идет активное развитие этого направления. По линии РЖД это терминально-складской комплекс, есть частные терминалы и комплексы по обработке грузов и т. д. Интересно было бы поделиться опытом успешно реализованных проектов. В то же время необходимо рассматривать и неудачные проекты, которые до сих пор не могут показать свою эффективность. Такие примеры тоже есть. Это необходимо для правильного развития данного сегмента деятельности, для того чтобы в дальнейшем более взвешенно подходить к созданию подобных проектов, предлагать доступные и эффективные сервисы.

 – Насколько данное мероприятие, на Ваш взгляд, полезно для участников рынка?

 – Конференция, безусловно, важна. Она является в отрасли знаковым событием, потому что дает возможность для предварительного подведения итогов уходящего года, для формирования новых целей и задач на предстоящие периоды работы. Это возможность открытого и широкого обмена мнениями. Конференция «Рынок транспортных услуг» – это площадка, где можно проводить обсуждение по наиболее актуальным вопросам, услышать мнение участников рынка и независимых экспертов, а также выработать свои предложения, с учетом вектора развития транспортного рынка и ОАО «РЖД».

В этой связи хочется пожелать, чтобы участие топ-менеджеров ОАО «РЖД» на этой площадке было бы более активным, так как двигаться вперед нам необходимо всем вместе.

Конференция Рынок транспортных услуг дает возможность подвести итоги и сформировать цели и задачи на новый период