Парламент Абхазии накануне сделал громкое заявление: республика готова на равноправных условиях участвовать в проекте по открытию железнодорожного сообщения между Россией и Арменией. Однако Владимир Гельман, политолог и кандидат политических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и университета Хельсинки, уверен, что это – лишь громкое политическое заявление, за которым не последует ничего.

Владимир Гельман: о железной дороге можно говорить только в мирное время


– Как Вы считаете, есть ли какие-то сложности для реализации проекта по открытию железнодорожного сообщения между Россией и Арменией?

 – Я подозреваю, что препятствия есть и они непреодолимые. Железная дорога между Россией и Арменией проходит не только через Абхазию, но она еще проходит по территории Грузии. Но я сомневаюсь, что Грузия согласится на участие в реализации данного проекта.

– Почему?

 – Понятно, что сейчас между Грузией и Абхазией нет боевых действий. Но мирными отношения между этими странными назвать нельзя. Главный конфликт произошел между странами в 90-е гг. прошлого века и обострился в 2008 году, когда Абхазия провозгласила свою независимость. В Грузии за эти десятилетия происходит много изменений, но политики разных партий и политических движений едины в одном: Абхазия – это часть Грузии.

Как власти Украины не признают потерю Крыма, ровно так же Грузия не признает самостоятельность Абхазии. Пока страны не урегулируют политические отношения, любые экономические переговоры невозможны: о железной дороге можно говорить только в мирное время.

– Поможет ли участие России сторонам договориться и начать мирные переговоры?

 – Политические отношения между Грузией и Россией тоже испорчены. Чтобы Грузия разрешила поездам следовать по своей территории, должно произойти что-то невероятное. Если и начнется встречное движение между странами, то это не вопрос ближайшего будущего.

 – Мировой кризис, вызванный пандемий, может способствовать диалогу?

 – Нет. Что может способствовать, так это, на мой взгляд, смена политического руководства стран. Должны смениться участники политического противостояния 2008 года.

 – Может ли участие третьих стран дать новый толчок к объединению? Заинтересована ли, например, Турция в том, чтобы восстановилось железнодорожное сообщение между Россией и Арменией?

 – Для Турции, как мне кажется, важнее не железная дорога, а трубопровод. С трубопроводом проблем, кажется, нет, он идет через Азербайджан и Грузию. Железная дорога – это не ключевой вопрос для экономики Турции. Для Армении, да, железная дорога – вопрос ключевой. Армения географически изолирована. Здесь железная дорога необходима. И она, так сложилось географически, проходит через Грузию. К сожалению, политический вес Армении пока мал, и участие Армении не сможет повлиять на ситуацию.

Беседовала Алена Алешина