Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2019-го составил 1030 млрд руб., что всего на 2% больше аналогичного периода прошлого года. Стагнация рынка обусловлена динамикой корпоративного сегмента, в том числе серьезным падением лизинга железнодорожной техники.

На 1 октября 2019 года доля железнодорожной техники в совокупном лизинговом портфеле составила около 36%, что в абсолютном выражении равно 1630 млрд руб. При этом объем нового бизнеса с ж/д техникой за 9 месяцев 2019-го показал сильное сокращение (-43%) по отношению к аналогичному периоду прошлого года вследствие снижения погрузки на железнодорожных путях из-за падения цен на уголь и, как следствие, профицита некоторых видов вагонов. По нашим оценкам, в 2020 году ж/д сегмент продолжит сокращаться по причине дальнейшего роста профицита подвижного состава и слабого восстановления погрузки на сети РЖД.

Падение арендных ставок на фоне роста эксплуатационных затрат приводит к снижению спроса на лизинг полувагонов со стороны клиентов. Влияние этих факторов негативно отразилось на лизинговом рынке в 2019 году. В случае усугубления ситуации с арендными ставками мы можем увидеть рост сделок по краткосрочной аренде полувагонов, что уже происходило на рынке ранее.

Перспективы специализированного подвижного состава во многом будут определяться динамикой мировых цен на определенные ресурсы и производственных мощностей в отдельных отраслях РФ. В текущем году востребованными, скорее всего, будут фитинговые платформы из-за роста контейнерных перевозок, а также минераловозы по причине открытия новых заводов по производству удобрений. Возможности для роста есть у зерновозов вследствие реализации планов по списанию старого парка и роста цен на пшеницу из РФ.